Джаз (от англ. Jazz) – это направление музыкального искусства, которое возникло на рубеже ХІХ и ХХ столетий в результате синтеза европейской и африканской культур и получившее вследствие огромное распространение. Характерными чертами джаза изначально были полиритмия, импровизация и уникальный комплекс ритмической фактуры – свинг. Все дальнейшее развитие джазовой музыки происходило за счет освоения композиторами и музыкантами новых гармонических и ритмических моделей.

История развития джаза

Джаз был рожден вследствие соединений разных национальных традиций и музыкальных культур. Он был завезен из африканского континента. Любой африканский стиль отличается очень сложным ритмом, при этом музыке всегда сопутствуют танцы, которые представляют собою быстрые прихлопывания и притопывания. На этой структуре в конце 19 века возникло еще одно музыкальное направление – рэгтайм. Впоследствии ритм рэгтайма вместе с элементами блюза дали жизнь новому музыкального жанру – джазу.

Истоки джаза неразрывно связаны с блюзом. Его началом можно считать конец ХІХ века, но истоки необходимо искать от момента завоза африканских рабов на территорию нынешней Америки. Эти рабы не принадлежали одному роду и очень часто даже не понимали друг друга. Проблема консолидации привела к слиянию многого числа культур, и как следствие – к началу новой единой афроамериканской культуры (в том числе и музыкальной). Процессы смешивания европейской и музыкальной культур начались в 18 веке, а уже в 19 столетии привели к появлению «протоджаза», а потом и джаза.

Распространение джаза

Джаз всегда был интересен слушателям и музыкантам по всему миру вне зависимости от национальности. Достаточно лишь проследить соединения джаза с ближневосточной, евроазиатской и японской музыкой, известные в творчестве Дейва Брубека (пианист). На протяжении всей истории джаз впитывал не только музыкальные традиции Запада. К примеру, работа художников с разными музыкальными стилями Индии. Эти усилия можно наблюдать на записях флейтиста Пола Хорна во время выступления в Тадж-Махале. В музыке Маклафлина в период сотрудничества с Шакти начали применяться новые инструменты индийского происхождения, типа таблы или хатама.

Художественный коллектив Чикаго был ранним пионером в слиянии джазовых и африканских форм. Позже мир узнал о Джоне Зорна и проводимых им исследованиях в рамках еврейской музыкальной культуры. Эти труды вдохновили целые поколения джазовых музыкантов, таких как Джон Медески, который сделал записи совместно с африканским музыкантом Салифом Кеита. Балканские мотивы можно проследить в музыке трубача Дейва Дагласа.

Так как глобализация мира не стоит на месте, в джазе постоянно витает дух новых музыкальных традиций, обеспечивающий работу для будущих исследователей, доказывающих, что джаз – это воистину мировая музыка.

Контакты